• USD 468.56

  • EUR 497.56

  • RUB 7.3

  • CNY 67.18

28 Марта, 17:41:57
+35°

11 Июля, 2018 Новости

В мусреповском театре состоялся музыкальная драма "Базарың тарқамасын!"

Семьдесят второй театральный сезон мусреповского театра был открыт музыкальной драмой «Базарың тарқамасын!»

Семьдесят второй театральный сезон мусреповского театра был открыт музыкальной драмой «Базарың тарқамасын!»  ( «Не расходись, ярмарка единства!») Байгали Есеналиева. Спектакль состоялся у входа здания, на театральной площади.

Испокон, веков в памяти казахского народа безудержный полет мысли, фантазии, таланта осуществился на ярмарках. Действие драмы происходит на Кояндинской ярмарке. Вся мусреповская труппа ( шестьдесят два актёра) задействована в этой постановке. Зрители были в восторге: увидели всех актеров. Главная героиня драмы – Майра (актриса Айгуль Иманбаева, лауреат Республиканской молодежной премии) выходит плавно, аккомпанируя себе на гормони и исполняя свою песню. Песня своеобразно, ей присуща художественная сила, искренность чувств, сильна палитра исполнения. Голос  Айгуль Иманбаевой в роли Майры ярок и насыщен. На ярморке в друг появляется великий казахский певец, акын, композитор Естай (артист Асет Есжан) , исполняя «Хорлан». Его песни совершенны, богаты интонационными красками.

Театр

Автор драмы  «Базарың тарқамасын!»  - Есеналиаев Байгали, генеральный директор Казахского общества авторов, когда - то работал главным редактором Казахского радио, руководил общественным объединением «Ұлы дала». Он уникален, необычайно талантлив: артист театра и кино, драматург, композитор, исполнитель песен, озвучил более двух тысяч фильмов Турции, Бразилии, Кореи, Англии, России на казахский язык. Написал историческую драму « Мухаммед Хайдар Дулати», пьесы «Қанды азу» , «Әніме қорған болар кім?!», «Атау кере немесе тірі өлік», киносценарий «Сулеймен  қарақшы». Им написано 11 пьес. Зрители помнят, как два года после окончания жургеновской академии искуств работал в Шымкенте ( театр имени Ж. Шанина), затем двенадцать лет играл на сцене Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова. Он неутомим, всегда в поиске: снялся в тридцати четырёх фильмах, пишет песни, играет на домбре, гитаре, поёт на сцене.

 В музыкальной драме «Базарың тарқамасын!»  роль казахского акына, певца, композитора Асета мастерски играет артист Асет Имангалиев. Он влюблён в красавицу Майру. Однако, властолюбивый злостный волостной Заржан (артист  Кадыргазы Куандыков, заслуженный деятель РК) разжигает распри, ссору, держит всех в страхе. Но гордый Асет воспевает любовь, разоблачает ложь, призывает влюблённых к постижению смысла жизни. В драме «Базарың тарқамасын!»  раскрыты образы борцов Кажымукана (артист Шынгыс Жанабай) и Балуана Шолака (артист Едил Рамазанов). На Кояндинской ярмарке им высмеиваются хитрецы, обманщики; состязательные песни Майры, Асета, Исы покорили зрителей искренностью, жизненной правдивостью. Балуан Шолак (артист Едил Рамазанов) -  казахский народный композитор, прославленный палуан. Артист Едил Рамазанов в роли Балуана Шолака играет своеобразно, колоритно, жизненно правдиво. Темпераментный Балуан с большим мастерством исполняет песни, виртуозно играет на домбре. Искусно, эмоционально передали Балуан Шолак и Кажымукан спор о предстоящей схватке, мизансцена напряжённой борьбы сыграна мастерски напряжённо. Мужественные, свободолюбивые палуаны вдохновенны и величественны: неудержимые кояндинские торговцы, неистовые акыны, воодушевлённые домбристы, арабские, русские, индийские гости отличаются неподдельным вниманием, искренностью за их поэтическим состязанием. На импровизированной сцене шестьдесят два актёра – мусреповца с открытым сердцем воспевают молодость и красоту, обгоняющий ветер в бескрайней степи; синхронно и слаженно исполняют своеобразные ритмические пляски, наполненные радостью бытия ( хореограв Карина Жиренбаева).

Театр

Спектакль  «Базарың тарқамасын!»  режиссёра Жулдызбека Жуманбая отличается сценической масштабностью, изысканной постановкой мизансцен, передаёт тонко культуру, лирично природу, быть казахского народа. Драма сложна психологизмом, напряжённостью базарных жизненных ситуаций, внутренним накалом страстей акынов, певцов. Мятежный дух палуанов экспрессивен, эмоционален, каждый актёр – мусреповец играет пластично, конкретно отображая действия, психологию героя. Режиссёр – постановщик, пожалуй, объёмно передал настроение шестидесяти двух героев, его постановка отличается кропотливой, вдумчивой работой над каждым героем. Жанровый диапазон жумабаевской постановки широк: синтез драмы и шоу, юмора и грусти, гармонии музыки и народных танцев. Художник – постановщик Алтынай Жусупали щедро рассыпала яркое богатство, наследие творчества казахского народа (национальные костюмы, бутафория, музыкальные инструменты). Она показала на сцене изумительную красоту Кояндинской ярмарки.

Надо заметить, режиссёр – постановщик Жулдызбек мастерски показал алчность, продажность Заржана болыса, решительность и пылкость певцов, акынов – импровизаторов Исы, Естая, Асета, воспевая лучшие черты казахов. Облитый горечью, справедливый Балуан Шолак, осуждает жизнь, превращающую человека в раба, презирает торговавшего Заржана Болыса интересом народа. Страстное негодование, непримиримость акынов, эмоцианольно насыщенная картина природы, быта Кояндинской ярмарки, лирические песни, зажигательные танцы гостей дают возможность представить, ощутить жизнь.

Имена искусных композиторов, незаурядных певцов, талантливых акынов написал в своём  дневнике немецкий учёный – этнограф Альвин Бимбоэс Эрнестович (артист Сагизбай Карабалин, заслуженный артист Республики Казахстан), высоко оценивая дар казахского народа. Умная Майра, смелый Иса, находчивый Асет обладают тонким музыкальным слухом, прекрасным голосом, виртуозно играя на домбре, баяне, воспевая чистую любовь, глубоко, искренне возвышают жизнь и чаяния казахского народа. Балуаны, певцы, акыны выступают  защитниками обездоленных, обиженных.  В драме режиссёр  сумел показать верность правде, глубину проникновения в жизнь талантливых народных масс, судьбу простых людей. В спектакле главные герои скрывают маску с лица жадных, коварных лиц. Зрители видят беспредельную любовь акынов, композиторов к родной земле, волю к победе справедливости. К примеру, талантливый акын, певец – импровизатор, домбрист Иса ( артист Шагуан Умбеткалиев ) поражает зрителей темпераментом, прекрасным голосом, воспевая силу любви человека. На сцене – Кояндинская ярмарка ; смех и веселье, счастье и радость, дух борьбы и протеста. Отважные, ловкие джигиты и весёлые, предприимчивые торговцы, лихие наездники и меткие стрелки. Искры таланта певцов, домбристов разгораются всё ярче и ярче, потрясая зрителей правдивым и ярким исполнением.

Спектакль подкупает зрителей глубиной мысли, достоверностью жизни, воспевает дружбу и единство казахов и русских, уйгуров и узбеков, арабов и индусов, ведь на Кояндинской ярмарке встречаются люди разных национальностей.

Аманжол Курганбаев, член Союза театральных деятелей Казахстана,

корреспондент журнала «Театр KZ»

"Қамшы" сілтейді

Если вы нашли ошибку - выберите нужную часть и нажмите Ctrl + Enter.

Оставить комментарий

комментарий