• USD 468.56

  • EUR 497.56

  • RUB 7.3

  • CNY 67.18

29 Марта, 12:23:50
+35°

28 Ноября, 2018 Политика

Вирус радикализма – это горе, которое может коснуться любого

В битве за умы людей, нас может спасти собственная национальная идентичность

Интервью с доктором исторических наук, религиоведом Асылбеком Избаировым

В последнее время много говорится о том, что одним из главных факторов риска для Казахстана является религиозный экстремизм. Но насколько реальна данная угроза для нашего общества?

Религиозный экстремизм в Казахстане является явлением глубоко маргинальным, и присущ малочисленным разрозненным группам. Религиозная обстановка на сегодняшний день стабильная. Однако мы должны понимать, да, с одной стороны, религиозно-экстремистские группы в Казахстане относительно малочисленны и разрозненны. Но с другой стороны, тот же опыт Алматы (лето 2016 г.) и Тараза (2011 г.) показывает, что даже террорист-одиночка способен нанести колоссальный ущерб, особенно в плане общественно-политического резонанса. Поэтому религиозный экстремизм является очень серьезной проблемой.

–Каким образом общество может противостоять этому злу? Как люди становятся террористами, для чего люди идут туда? Как люди могут осознанно идти на войну, совершать убийства?

Мы пытались вывести определенный политический портрет террориста. Рассматривали социальные факторы, молодой возраст, неопытность, доверчивость, низкий уровень грамотности и т.д. Да, конечно, все это может присутствовать. Но весь этот портрет рушился. В результате универсальный образ террориста мы не смогли создать. И здесь мы пришли к выводу, что все таки это убеждение человека. Люди вовлекаются в радикальную идеологию, постепенно проникаются ею, принимают ее и идут на убийства уже по своим убеждениям. Осознанно.

Каким же образом они в какой-то момент становятся террористами.

Безусловно, радикальной идеологией человек проникается не сразу. Этому предшествует несколько этапов вербовки. На первом этапе будущего адепта завлекают в ловушку ложной идеологии под видом принятия ислама. Ему как бы прививают религиозные каноны, рассказывают об исламе. Но при этом обостряют внимание на некоторых вопросах. Говорят о том, общепринятый в Казахстане мазхаб Абу Ханифы неправильный, что нельзя подчиняться имамам, что они – муруджиты. На втором этапе уже идет насаждение идеологии такфира, то есть обвинение в неверии. Теперь уже они обвиняют в неверии конкретно людей – близкое окружение человека. Это родители, семья, друзья и коллеги. Далее идет обвинение всего общества, а затем всего государства. Таким образом, психологическая обработка проводится в три стадии. Адепт считает «кафирами» своего отца, мать, всех родных людей, начинает ненавидеть своих родителей, родных, все общество и государство. На третьем этапе происходит физическое и психическое истощение человека. Он уже устает, ведь он не может находиться в конфликте со всем обществом и жить в «кафирском» государстве. Когда человек находится уже на грани нервного срыва ему говорят, что выходом отсюда может быть только джихад. И зомбированный адепт принимает выехать на зону боевых действий или совершить псевдоджихад. После этого они сжигают все мосты, и обратного пути у них нет.

–Каким мы можем противостоять этому процессу, когда нормальные люди превращаются в опасных для общества зомби?

На каждом этапе с жертвой должен работать образованный теолог, который должен разубеждать адепта поэтапно на каждом шагу. Показывать на каждой позиции, где он ошибся. Таким образом можно человека вернуть. Мы должны понять, что для нас дорог каждый гражданин Казахстана, будь он такфиром или представителем другого деструктивного культа. Мы должны их переубедить и по возможности вернуть к нормальной жизни в обществе.

На сегодняшний день целенаправленное воздействие на общество, особенно на молодёжь проводится через специально созданные сайты, социальные сети, видеоролики, религиозную литературу, в которых, прикрываясь общечеловеческими ценностями, усиленно продвигаются экстремистские идеи.

К сожалению, битва за умы людей, обработка жертв происходит ежедневно. Даже пока мы тут разговариваем с вами, адепты вербуют очередную жертву. Поэтому в обществе необходимо вести шикрокомасштабную профилактическую работу, разъяснять опасность радикальной идеологии.  Для молодежи особенно опасны интернет-проповеди лжепроповедников в социальных сетях. Надо донести каждому молодому человеку, что в социальных сетях ислам чаще всего используется для прикрытия экстремистских целей.  Не все золото, что блестит. Не все ислам, что в социальных сетях!

–Где же тогда молодые люди могут удовлетворить свои духовные потребности? 

Во-первых, родители должны осознавать свою ответственность за своих детей. И если есть у ребенка интерес к религии, то нужно прививать традиционные ценности. Пойти вместе с молодым человеком в мечеть, выбрать духовного наставника. Лучше всего в этом деле если дети следуют за родителями. Кстати, в большинстве случаев так и происходит. В подавляющем большинстве молодые люди придерживаются религии, являющейся традиционной для их национальности. И это хорошо. Не нужно бояться мечетей и церквей – ведь там прививается традиционная религия. Опасны именно отклонения от традиционных ценностей, которые приводят потом к разрушительным последствиям.

Насколько заражена наша молодежь радикальными идеями? И почему экстремистов интересуют именно молодые люди?

Религиозные радикальные силы стали целенаправленно вовлекать в свои ряды именно молодежь. Показательно, что, по оценкам научно-исследовательского центра «Молодежь», более 55% экстремистов являются молодыми людьми в возрасте 17-29 лет. Как видим, активизация пропаганды международного религиозного экстремизма в основном нацелена на молодежь и поэтому именно среди молодых людей необходимо проводить активную профилактическую работу.

Зачастую причинами радикализации верующих называют невежество, бедность, социальные проблемы, несправедливость и т.д. Никто не застрахован от радикального вируса. Но все же экстремистские организаций выискивают именно молодых людей, потому что основном не имеют глубокого жизненного опыта. Их эмоциональная сфера еще не имеет иммунитета, очень открыта и податлива. Поэтому они легко воздействуют на их сознание, и внушают им свои исковерканные религиозные постулаты.

Как специалист, который занимается проблемами мирового терроризма, каким Вы видите выход из ситуации? Как необходимо проводить работу с молодежью, чтобы не повторить путь Сирии?

Как показывает комплексный анализ, профилактическая деятельность по противодействию радикальным религиозным идеям среди молодежи, должна строиться на трех неизменных константах. Причем здесь важны все три направления деятельности. Это, в-первую очередь, теологические аспекты. Необходимо уделять внимание  разъяснению правильных положений и ценностей ислама. Нельзя допускать отрицания традиционной религии наших предков, которая имеет вековые традиции. 

Во-вторых, очень важно продвижение национального компонента для разъяснения исторической взаимосвязи казахских национальных традиций с исламом и правильной подачи национальной истории. Здесь очень огромные возможности, ведь мы имеем очень богатую историю, культуру, традиции. Наши дети с малых лет должны знать, что национальная культура, традиции ни чуть не противоречат исламу, а наоборот веками развивались в гармонии с религией.

В третьих, духовно-нравственное воспитание молодежи должно строиться на ценностях Независимости. Здесь также огромные возможности для использования позитивного социального потенциала религии на благо общества.

Необходимо, чтобы как можно больше людей в нашем обществе знали, что такфиризм – это не религия, а большая политическая игра. А религия здесь служит просто ширмой. Главная же цель всего этого спектакля -  политическая дестабилизации и стремление к захвату богатствами нашей земли. Никто не застрахован от заражения вирусом радикализма. И это горе может коснуться любого человека. Поэтому противостоять чуждой идеологии мы должны всем государством. Разъяснять опасность, предостерегать молодых людей должны и родители, и педагоги, и имамы, и руководители организаций, учебных заведений. Каждый человек в обществе должен понять насколько опасна угроза терроризма, что война за людские души идет давно. Одним словом, в битве за умы людей, нас может спасти собственная национальная идентичность и свое собственное национальное достоинство.

Zhazira Baidaly

Автормен оның Facebook парақшасы арқылы хабарласуға болады.

Жазылыңыз

"Қамшы" сілтейді

Если вы нашли ошибку - выберите нужную часть и нажмите Ctrl + Enter.

Оставить комментарий

комментарий