• USD 378.65
  • EUR 430.07
  • RUB 6
  • CNY 55.1
18 Августа, 10:29:40

14 Марта, 2018 Новости

Как научиться уважать иное мировоззрение в поликультурном Казахстане?

На сегодня в казахстанском законодательстве существует норма, не допускающая «...оскорбление религиозных чувств…»

На сегодня  в казахстанском законодательстве существует норма, не допускающая «...оскорбление религиозных чувств…» (пункт 5 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»).  Однако, статьи защищающей оскорбления чувств представителей каких-либо иных мировоззренческих (философских, идеологических) групп нет.

И это несмотря на то, что в соответствии с 22 статьей Конституции Республики Казахстан – «Каждый имеет право на свободу совести», что подразумевает под собой не только равенство в защите прав гражданам, являющихся приверженцами каких-либо религиозных убеждений, но и тех, чье мировоззрение базируется на философском или ином идеологическом фундаменте (не противоречащим законодательству страны), в том числе и атеистическом.

Данная проблема может показаться незначительной лишь на первый взгляд. Большинство представителей старших поколений казахстанцев жили в период, когда атеистическое мировоззрение было преобладающим и доминирующим, в то время как религиозные взгляды, чувства верующих, религиозная обрядность не имели особого распространения, но, вместе с тем, продолжали функионировать. Преподавание соответствующего предмета, связанного с научным атеизмом, сохранялось вплоть до периода перестройки.

Однако, с момента обретения независимости, мировоззренческие предпочтения сограждан стали более разнообразными. В том числе – и по причине повышенного интереса к религии, действия либерального законодательства. Своеобразие религиозного фактора в жизни казахстанцев выразилось в наплыве миссионеров, возможности выезда в дальнее зарубежье для обучения в теологических учебных заведениях и др. В своеобразном религиозном возрождении проявилось естественное стремление сограждан к пониманию и переосмыслению религии как культурной традиции. Для некоторых казахстанцев религия стала значимой в мировоззренческой социализации, в выборе религиозного образа жизни.

И если в годы советского периода, связанного с тотальной атеизацией общества не было принято акцентировать свою религиозную принадлежность, даже порой, скрывать ее, то сейчас, ситуация прямо противоположная. Сегодня не принято подчеркивать свою атеистическую убежденность. И порой можно наблюдать ситуации, когда человека могут критиковать за то, что он является атеистом или не придерживается (а если и придерживается, то не в полной мере) каких-либо религиозных идей.

Коль скоро в казахстанском обществе и в законодательстве провозглашено мировоззренческое разнообразие, то навязывание другим своего взгляда на мир, или критика кого бы то ни было по вопросу мировоззрения не уместна. Каждый имеет право на выбор мировоззрения и поэтому упреки и обвинения в неправильности мировоззрения (не важно – религиозного, атеистического) и выносимые по этому поводу определения в неверии, в невозможности спасения и т.п. косвенно могут рассматриваться как намек на некоторую ущербность, неполноценность человека и восприниматься теми, на кого направлена соответствующая критика по поводу мировоззрения как дискриминация (унижение, оскорбление). Причем, указание на мировоззренческий статус человека может происходит акцентированно, направленно, а может совершаться ненароком.

В любом случае, выделение кого бы то ни было по признаку принадлежности к определённому мировоззрению недопустимо. Также недопустимо и насильственное обращение человека в то или иное мировоззрение. Так, в последнее время нередки случаи навязчивых проповедей и попыток убедить, обратить неверующего человека в веру людей, окружающих его.

В поправках к ряду законодательных актов РК добавлен запрет на «Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц или оскорбление чувств и достоинства верующих и (или) неверующих» (пункт 2 статьи  490 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях). Нарушение норм данной статьи может привести к штрафу от 50 месячных расчетных показателей (физическое лицо) до 200 (юридическое лицо).

Вводимая норма приводится в соответствии со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, защищающей различные теистические, атеистические убеждения и права на отказ от каких-либо мировоззренческих убеждений вообще.

Более того, само собой разумеется, что объем штрафа не меняется в зависимости от того, были оскорблены чувства верующих или неверующих.

Введение подобной поправки расставляет все точки над «i» в вопросах равенства граждан  по их мировоззренческим признакам и свидетельствует о том, что продвижение и реализация принципов демократии и светскости в нашей стране - реальный, а не декларативный процесс.

Елена Бурова,

д.ф.н., профессор

Если вы нашли ошибку - выберите нужную часть и нажмите Ctrl + Enter.

Баннер

Оставить комментарий

комментарий