26 Февраля, 2019 Общество
Защита сделанной из национальной традиции
Говоря о политике казахстанского государства в сфере религии и светскости
Говоря о политике казахстанского государства в сфере религии и светскости, ее наиболее актуальные направления необходимо рассматривать не только с точки зрения вопросов сугубо религиозного плана, но и в общем контексте более широких стратегических задач, стоящих перед нашим государством в целом.
Прежде всего, сама национально-гражданская идентичность казахстанского общества находится в настоящее время на формативной фазе своего развития, и в связи с этим политика казахстанского государства в религиозной сфере может быть адекватной лишь в более широком контексте формирования национальной идентичности в целом.
Именно исходя из этого следует выстраивать казахстанскую модель государственно-конфессиональных отношений – или, иначе говоря, наиболее приемлемую для Казахстана модель светского государства, исходя из особенностей религиозной ситуации внутри страны, но также с учетом мирового опыта.
Как показывает опыт, стержень экстремистской идеологии в Казахстане составляет именно систематическое противопоставление ислама и казахского национального начала.
Помимо непосредственной угрозы радикализации части верующего населения, в более долгосрочной перспективе распространение такого подхода объективно способствует разрушению идентичности государствообразующего казахского этноса, его внутренней духовной эрозии, что в долгосрочной перспективе может представлять реальную угрозу для развития казахстанского общества.
При этом практический опыт показывает, что при идейном перевоспитании религиозных экстремистов, прежде всего тех же такфиристов , можно (и нужно!) успешно апеллировать к чувствам национального патриотизма, исторической гордости, подчеркивая глубокие корни ислама в казахской культуре.
Данный прием дает позитивные результаты как при переубеждении уже сформировавшихся радикалов, так и в профилактической работе с верующей молодежью.
При этом следует учитывать, что подавляющее большинство такфиристов в Казахстане – молодые люди без глубокого жизненного опыта, но зато с открытой и податливой эмоциональной константой.
Именно это многократно облегчает воздействие на их сознание через национал-патриотический комплекс идей и образов.
В частности, достоверно известен случай, когда еще в 2011 г. пятеро молодых такфиристов в г. Актобе под руководством опытного теолога посетили сеанс художественного фильма «Жаужүрек мың бала»; после сеанса трое из пятерых отказались от радикальных убеждений, а оставшиеся двое перешли в разряд колеблющихся.
Аналогичная методика (разъяснение исторической взаимосвязи казахских национальных традиций с исламом, а также правильная подача национальной истории Казахстана) дала положительный результаты также в работе с одной из молодежных такфиритских групп.
В итоге это группа не только отошла от экстремистской идеологии, даже увлеклась национальными видами спорта, и создала свою собственную команду по кокпару.
[1] Такфиризм или такфиро-«джихадизм» – наиболее опасное из экстремистских религиозных движений в современном Казахстане, несущее ответственность за все террористические акты, происшедшие в стране за последние годы.
Сами себя такфиристы относят к «салафитам», однако не признаются в качестве таковых религиозным истэблишментом тех стран, где салафизм является государственной религией (прежде всего, КСА), а также большинством казахстанских салафитов – т.н. мадхалитами.
Термин такфир (однокоренной со словом «кафир» - «неверующий, неверный») означает «обвинение в неверии». Обвинение окружающего общества в «неверии» или «вероотступничестве» используется казахстанскими такфиристами в качестве отправной точки для дальнейшего обоснования своих антигосударственных убеждений и экстремистской деятельности.
Исторически такфиризм берет свое название от организации «Ат-такфир уа-ль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры»), которая возникла в 1971 году на базе радикального крыла партии «Ихван-уль-муслимун» («Мусульманское братство», «Братья-мусульмане»), и запрещена сегодня в Казахстане, во многих мусульманских странах дальнего зарубежья, а также в государствах Евросоюза.
На сегодняшний день в рамках этого направления имеются огромная документальная база, состоящая из сборников трудов и монографий тюрко-казахских мыслителей:
- сборник стихов наших акынов «Он ғасыр жырлайды»;
- книги «Қара сөздер» («Слова назидания») А.Кунанбаева;
- «Мұсылмандық шарты» («Мусульманство»), «Иманым» Ш.Кудайбердиева;
- «Мұсылманшылықтың тұтқасы» Ы.Алтынсарина;
- книга «Асыл дінім және ұлт зиялылары»;
- Машхур-Жусуп Копеев «Избранное» и пр.
Как мы видим труды наших предков и этот прием по разъяснению исторической взаимосвязи казахских национальных традиций с исламом сегодня необходимо активно использовать в профилактике насильственного экстремизма и ограждения молодежи от жизненных ошибок.
Снадин Асылбек
эксперт по вопросам экстремизма и терроризма
Если вы нашли ошибку - выберите нужную часть и нажмите Ctrl + Enter.
Рекомендуемые
Оставить комментарий
комментарий