• USD 389.52
  • EUR 429.21
  • RUB 6.07
  • CNY 54.94
11 Декабря, 18:02:52

03 Декабря, 2019 Все регионы

Жанна д Арк Казахская – Сапара Матенкызы

(Геополитический ракурс движения Невидимки, которому в 2020 году исполняется 245 лет)

Большинство сегодняшних читателей не знает о феномене «Невидимки» - Сапары Матенкызы - пролетевшей метеором почти два с половиной века назад. Тогда столицы Российской империи Москву и Петербург, а также  страны Европы,  потрясла ошеломляющая весть, которую многие просвещенные европейцы восприняли как знамение: «в кайсацских степях появилась «новая Жанна д Арк» и штурмует с батырями прилинейные российские крепости, двигаясь на Саратов и дальше!»… И, видимо, беспокоясь о том, чтобы движение не приняло общероссийский характер и не перекинулось бы дальше на запад, некие мудрые люди дали совет царствовавшей тогда Екатерине II – удовлетворить в основном требования восставших степняков.  Царица это сделала. Чтобы снизить на время накал страстей… Редкое решение крупных правителей, привыкших стрелять из пушек по массам, в подобных случаях...

Историческая обстановка

 Но сначала об исторической обстановке… 18 век для казахов был веком оборонительных войн против наступавших на Степь захватчиков и непростого сближения с северной крепостнической империей. В 1731 г. в условиях противоборства с наступающей с востока Джунгарией и слабости границ с юга и со стороны Кавказа (иранский Надиршах в то время взял Дербент и Дагестан, а в 1740г. дошел до Аральского моря), хан Младшего Жуза Абылкайыр (затем и другие Жузы) заключил договор с Россией о внешнеполитической ориентации казахов на Российскую империю. Согласно того договора взаимоотношения велись через Коллегию иностранных дел в Петербурге и российская сторона не должна была переходить границу (линию) и не должна была вмешиваться во внутренние казахские дела. Фактически сложилось так, что те взаимоотношения казахская сторона воспринимала как «патронатно-клиентные», с взаимовыгодой для обеих сторон, а российская администрация – действовала по принципу «я начальник, ты холоп» (И. Ерофеева/С. Домнин. Эксперт-Казахстан. Расчерчивание истории)!.. Ведь в империи коренной русский народ находился в крепостном рабстве и, по мысли управленцев империи, все присоединенные и союзные в конечном счете должны были стать  в большинстве своём такими же закрепощенными... Потому уже с первых лет сближения имперцы начали оттеснять степных союзников с их родных земель, строить там новые крепости и линии, запрещать пасти скот по Яику и другим рекам, переходить через Яик, приближаться к побережью Каспия и стали натравливать на степняков казаков, калмыков, башкир, мещеряков, провоцировать на ответные действия, посылать в степь карательные отряды. (Н.Жетписбай. О некоторых актуальных вопросах освободительного движения в Казахстане XVIII – XIX вв.)... В Интернете есть «Записки» И.И.Неплюева, первого Оренбургского губернатора, где он открыто рассказывает, как натравливал башкортов и казахов друг на друга, доводил до столкновения и воодушевлённо подводил итог: «Сие проишествие положило такую вражду между теми народами, что Россия навсегда от согласия их может быть безопасна»… Эт о всего лишь один пример…

 При  Екатерине II, ставшей царицей в 1762 г. в результате свержения с трона  ее мужа Петра III,  произошло  максимальное закрепощение русских крестьян, которые составляли 95% населения, а крепостные крестьяне – 90%. Дворяне – 1%., остальные сословия – 9%. С расширением государства крепостное право вводилось в Малороссии, на Дону, Северном Кавказе, ужесточен режим крепостного права в Польше, в Белоруссии, Литве и т.д. Уборка вольностей казачества, ликвидация Калмыцкого ханства, Запорожской Сечи, репрессии против свободолюбивых башкир, и прочее, прочее, прочее… Пример отношения к присоединенным странам: «…национальная польская память не может изжить такой факт глумления: во время третьего раздела при Екатерине II трон последнего короля был вывезен в Россию и превращен в нужник, на котором, судя молве, упокоилась великая императрица» (Королев А.А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования).

 Жестокое коварное многослойное противоречивое было время, однако!.. Википедия: «5 ноября 1796  Екатерина встала в 6 утра, чтобы выпить кофе, пошла в уборную, где провела больше времени, чем обычно, обеспокоенные дежурные находят императрицу на стульчаке в бессознательном состоянии с пеной у рта, красным лицом и вывихнутой ногой. 6 ноября не приходя в сознание Екатерина Великая испускает последний вздох»… Третий раздел Польши произошёл в 1795г., польский король Станислав Август Понятовский сложил с себя полномочия 25 ноября 1795г., стало быть, на том троне пришлось восседать великой меньше года… Несчастье принёс тот стульчак….

 Но еще за 23 года до того, при полном здравствовании и царствовании Екатерины II, в сентябре 1773г. в России вспыхнула Крестьянская война во главе с Емельяном Пугачевым, объявившим себя царем Петром III. Восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургской губернии, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Зап.Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. Казаки, крестьяне, уральские рабочие, башкиры, татары и многие другие группы населения вставали под знамена «справедливого царя Петра Третьего», обещавшего жаловать земли, воды, соль и свободу…

 И, когда осенью 1773г. в яицко-оренбургских степях появился «император Петр III», часть прилинейных казахов поддержала крестьянского царя. Наступили мирные и дружественные отношения с яицкими казаками, башкирами, калмыками и другими группами населения – никто не натравливал народы против друг друга, как прежние чиновники. Стали опять безбоязненно переходить через Яик и другие реки, пасти скот на родных землях у Каспийского моря, Яика, Илека и вблизи союзных русских крепостей… Радость.

 На российской стороне линии тогда шли бои с переменным успехом, крестьянские войска осенью 1773-го и зимой осаждают Оренбург, а 12 июля 1774г. берут город Казань, движутся дальше. На «Петра III» царица направляет прославленного полководца Александра Суворова. 12 сентября 1774г. Пугачев-«царь Петр III» схвачен, полководец Суворов лично этапирует арестованного в Москву, везут царя крестьянского в тесной железной  клетке на двухколесной арбе. Суд постановляет: «Емельку Пугачева четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырем сторонам города и положить на колеса, а позже на тех местах их сжечь». В январе 1775г. приговор приведен в исполнение на Болотной площади в Москве. Во всех российских территориях, охваченных восстанием, карательные войска добивают отряды оставшихся сторонников крестьянского царя и проводят жестокие репрессии над поддержавшим «царя» населением – «рвут ноздри», например...

 Что касается казахских территорий, в книге профессора Наили  Бекмахановой «Легенда о Невидимке. Участие казахов в Крестьянской войне под руководством Пугачева в 1773-1775 годах» пишется так: «После казни Пугачева в январе 1775г. царские войска начали карательные походы вглубь казахских степей. Казахи оказали мужественное сопротивление и даже сами нападали на крепости по Жаику и Едилю… В карательные действия против казахов кроме яицких казаков привлечены отряды донских казаков, гусарские и драгунские полки, башкиры и калмыки, регулярная пехота… начали уничтожать все казахские аулы на своем пути. Все лето карательная экспедиция вдоль Жаика, откочевка, репрессии временно снизили накал борьбы… царское правительство боялось соединения казахов с остатками армии Пугачева»… Вот примеры расправ над теми, кто не успел покинуть родные места до прихода карателей: «…майор Голуб отмечает беспримерное мужество, с которым защищались казахи: «хотя я не ожидал, однако, был я сам очевидцем, что они так отчаянно дрались, что всякой старался лутше лишиться жизни, нежели отдаться в плен. Многие, будучи изранены, при последнем почти издыхании пущают стрелы и стреляют из ружей. Равно и жены помощь некую им делают».  Сражение длилось около трех часов, казахи вынуждены были отступить в камыши, откуда «из ружей и сайдаков повреждение немалое делали». Тогда Голуб приказал поджечь камыш, где многие погибли в огне, не желая сдаваться в плен». Летом 1775г. карательные отряды были отозваны из Младшего Жуза, - пишется дальше. Чиновники потирали руки – степняки выбиты из родных земель в дальние пустыни и после такого кровопускания уже им больше не вернуться. Выполнялось предложение губернатора Оренбургского И.Неплюева в Коллегию иностранных дел, поданное им еще в докладной от 15.05.1747г. «об отбитии или отлучении» казахов от российских границ в дальние места» (Н.Жетписбай).

 Тяжкая мрачная тишина объяла Степь, изредка только прерываемая жуткими разъяренными плачами матерей, потерявших детей. Ярость.

Восстание

 …И осенью того 1775 же года губернский Оренбург, императорский Петербург, все территории Крестьянской войны и остальные части империи, и даже просвещенную заграницу, потрясает эта самая новость – казахи поднялись, штурмуют прилинейные крепости и  собираются идти на Саратов!.. Наиля Ермуханкызы Бекмаханова: «…в сентябре 1775г. в родах Табын и Тама Младшего Жуза появился человек, имя которого было легендой. Степная молва называла его Незримым, святым Чародеем, но чаще всего Куктемиром или Невидимкой… Невидимка обещал скорое возвращение «Нового государя» (Е.Пугачева – Н.Б.) и призывал к продолжению восстания. Многие как в России, так и в прилинейных казахских степях приняли объявление властей о казни «Емельки Пугачева» как знак того, что «сам царь Петр III жив и скоро придет опять»…

 Батыры шли в бой с лозунгом «За землю, за воды, за соль!» -  веками казахи брали вкуснейшую в мире соль с Тузтобе (Соляная гора, сейчас  г. Соль-Илецк), так царисты построили там крепость «Илецкая защита» и нахально запретили доступ степнякам к соли, стали вывозить соль на экспорт!.. Я в том Соль-Илецке в 9-м классе учился в 1960-х годах и жил в трехстах метрах от места, где была та Соляная гора (Тұзтөбе), сейчас соль добывают в соляных шахтах на глубине в два километра и соль та остается самой вкуснейшей на планете…

 Доктор исторических наук Н.Бекмаханова пишет: «…царское правительство быстро отреагировало на слухи о Невидимке: губернатором Рейнсдорпом были срочно наняты и отправлены к Дусалы-султану под видом купцов татары из Сеитовой слободы. Есаул Губайдулла Адгамов и Рахимкул Ибраев, вернувшись из аулов, кочующих на устьях рек Хобды и Илека, так рассказывали о своих наблюдениях. Аул Невидимки охранял Дусалы-султан, который с сентября 1775 до весны 1776г. временно поддерживал движение Невидимки». Купцы лазутчики донесли, что под именем Невидимки и Куктемира действует 22-летняя Сапара Матенкызы из рода табын, в ее ауле «собирались большие отряды казахов» и она давала им свои распоряжения. «Казахские отряды в 1775 и 1776 г.г. беспокоили гарнизоны и крепости по всей Оренбургской линии укреплений от Гурьев-городка до крепости Красногорской. В нападениях принимали участие казахи родов Табын, Тама, Байбакты, Джагалбайлы, Чикли, Шомекей, Шекты, Кердари и другие. Большие отряды до 10 тысяч человек сосредоточились в верховье р. Большой Хобды, между Гурьевским городком и Кулагинской крепостью и по речке Чингурче и «намеряются идти в Россию для разбития крепостей» (из донесения Чернореченского коменданта). Пишется о боях у Красногорской, у Илецкой защиты, у Чернореченской крепости, у Верхнеуральской, Таналыцкой, Кизильской, Орской, Ильинской, о разбитии редута Колпацкий,  поселений по Яику. «Часть отрядов действовала в районе Гурьев-городка, разбила поселенья Красный и Черный яр и собиралась идти к Саратову. Местная администрация затребовала войска»…

 Требовал присылки карательных войск и Нуралы хан, который стоял на стороне императрицы  Екатерины II и его за это «Петр III»-Пугачев обещал «повесить за ребро»: «Нуралы хан просил прислать в аул Невидимки карательный отряд… советовал направить на казахские аулы башкир… созывал родовых старшин для переговоров. Но все это имело мало успеха… «Намерен я был истребить, а дом его сжечь и «как в то место ехал, то та женка со всем тем улусом, в коем она находилась, откочевала на речку, называемую Кыил» - докладывал Нуралы хан в Петербург. Из вышесказанного видно, что степная элита поддерживала Невидимку, а не  хана. А батыры и сарбазы шли в бой по кличу Сапары, как 2300 лет до того за царицей масак-кетинцев Томирис!..

Загадка Екатерины Великой – она не послала армию на подавление Движения Невидимки, а молча согласилась с большинством требований степняков. Назвала себя (!) - «кайсацкой царевной»!.. Геополитический взгляд на Степь - мост для сотрудничества и стальной буфер, не пропускающий «злых дел».

 И пишется в книге Н.Бекмахановой, что «…царское правительство не послало в аулы Тама и Табын карательные отряды, не были наказаны представители феодальной верхушки, принимавшие участие в движении… с 1772г. казахи самовольно перегоняли скот через Яик, в годы Крестьянской войны в результате массового восстания население Казахстана сумело решить вопрос о земле. Правительство не решилось послать карательные отряды в район волнений Невидимки… надеялись прекращения их путем союза с феодальной аристократией, в 1776г. Нуралы хан, Айчувак (поддерживавший Невидимку), Дусалы (поддерживавший и Пугачева и Невидимку!) и Ералы получили жалованье за 1773 – 1775 годы»!.. Разрешались земельные вопросы, в т.ч. разрешение перегона скота через Яик, закрепленное позже специальным указом от 27 августа 1782 года. Аналогично решились и земельные дела в Среднем Жузе. И пишется дальше, что «Екатерина II учла мнения Оренбургского губернатора Рейнсдорпа, Госсовета и Военной коллегии», практически согласившись на основные требования участников Движения Невидимки, которая также прекратила агитацию… Мудрость императрицы также ошеломила Степь…

 Екатерина II была образованной царицей, состояла в переписке с  мыслителями Европы Вольтером и Дидро, создала Российскую Академию наук, пригласила  европейских ученых, перевела  из Европы в Питер главный штаб иезуитов, вложивших свои вклады в многовековое перенаправление исторического сознания могучего русского народа по нужной европейским державам тропе – управленческий дворянский класс поголовно  учил теперь своих детей с помощью гувернеров - аглицких, французских, немецких и прочих премудрых… Вокруг императрицы достаточно было  интеллектуальных советников, знавших, как выгоднее поступить в той или иной нестандартной ситуации…

 Те «иезуиты» увидели вдруг глубочайшее знамение в феномене Невидимки – восходящую степную Жанну д Арк, в самом центре Евразийского континента!.. И поняли, что не надо дожидаться превращения ее во «всероссийскую Жанну д Арк», могущую стать примером и для других вокруг, и посоветовали императрице потушить скорее степной пожар почти что мирными путями… То, что поняли мудрые иезуиты, некоторые не поняли до сих пор. Степной центр Евразии есть добрый мост для сотрудничества гигантов с севера, юга, востока и запада и стальной заслон для недобрых дел… И этот степной центр надо сохранить – дабы не оголить границы с юга и востока - так считала на тот момент стратегически мыслившая Екатерина. Героизм степняков её поразил, а подвиг Сапары Матенкызы, обладательницы тамги (герба) тарак – герба древних правителей Евразии – привел  самодержицу российскую к мысли, что она, Екатерина II, тоже наследница древних степных царей и является «киргиз-кайсацкой царевной, по имени Фелица («Счастливая»)» и теперь нередко императрица официально подписывалась именно так – «Фелица, киргиз-кайсацкая царевна»!.. И данный факт незаметно отразился в разных отраслях, к примеру, в русской поэзии возникла «фелицийская тема», которой посвятили многие лучшие свои стихи поэты, начиная от Державина и Пушкина, продолженная Маяковским и другими патриотическими поэтами до самых ближних дней. И, недаром Сапура (называют и так) взяла себе имя «Невидимка», многие те поэты и не знали, и не знают, что именно образ этой молодой могучей степнячки с актюбинской реки Ұлы Қобда лежит в основании «фелицейского цикла», так называют литературоведы это направление в поэзии (А.Варда. д-р фил. наук. Инст.росс.иссл. Лодзинского унив.). Екатерина Великая в 1781г. напечатала сказку, в которой вывела образ кайсацкой царевны Фелицы, написав её для своих внуков Александра и Константина и даже направила их воспитателя М.Н.Муравьёва в оренбургские степи, чтобы он пожил среди казахов и рассказал наследникам престола о их вольной справедливой жизни. Мода на степную культуру среди культурной элиты Питера была такова, что даже через почти сто лет в июле 1871 г., будучи в оренбургских степях, Лев Николаевич Толстой писал в письме А.А.Фету: «Читаю Геродота, который описывает тех самых скифов, среди которых я живу»!.. Подробнее об этом и многом другом – в моей книге «Казахская Жанна д Арк – Сапара Матенкызы», которая готовится к печати…

 Итак, благодаря своей бесстрашной талантливой дочери – Сапаре Матенкызы - казахский народ в тот тяжёлый исторический момент одержал одну из своих так нужных  больших и малых побед в деле защиты родной земли на долгом трудном пути сражений за Мәңгі Ел... 

 Кто же такая Жанна д Арк и в чем их сходство – ее и Сапары Матенкызы?

 Жанна д Арк является национальной героиней Франции, родилась в 1412 г., по другим данным – в 1409 году. В 17 лет возглавила победу французов над англичанами при защите города Орлеан 8 мая 1429 года, с тех пор ее зовут Орлеанской девой и каждый год 8 мая отмечается  во Франции как «День Жанны д Арк». Католической церковью отнесена к лику святых и статуя Жанны д Арк стоит в каждой католической церкви Франции. Памятники ее - в Париже, в Шеноне и других городах. Вертолетоносец-крейсер Жанны д Арк, астероид Жанна, центр Жанны д Арк в Орлеане, книги, фильмы – посвященные ей… Франция помнит и почитает своих аруахов!..

 Сходство этих героинь не только в том, что они совершили свои подвиги в молодом возрасте. Удивительно похожи легенды о них, как об обладавших удивительными, кажущимися сверхестественными, духовными качествами, умением влиять на массы, видеть дальше других, находить решения в сложной ситуации, вести людей к победе.

 Но памятников, фильмов и кораблей, посвященных Сапаре Матенкызы, пока еще нет. Есть книга историка Наили Ермуханкызы Бекмахановой «Легенда о Невидимке», поэма Изтая Мамбетова «Көктемір», статьи и небольшие другие материалы в трудах Абиша Кекильбаева, Анес Сарая, Табыла Кулияса, Сырыма Бактыгереева, Исламгали Битика и других. Прочтите, друзья, для начала  книгу «Легенда о Невидимке. Участие казахов в Крестьянской войне под руководством Пугачева в 1773 -1775 гг» - есть в Интернете! Ведь благодаря тому, что в трудные моменты истории у нас появляются герои и героини, поднимающиеся на защиту родной земли, мы, казахи, живы как народ, страна и государство. Пусть на замечательных примерах героев и героинь воспитываются молодые поколения и наши потомки пусть растут патриотами родной земли! Памятники и фильмы о Жанне д Арк Казахской – о Сапаре Матенкызы - тоже нужны.

Торегали Казиев, писатель-исследователь.

Автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак!», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Казахская Жанна д Арк – Сапара Матенкызы» и других. В 2018г. награжден Почетной Грамотой Союза Журналистов Казахстана, в 2019г. медалью Бокенбай батыра.

Актобе. 3.12.2019г.

Если вы нашли ошибку - выберите нужную часть и нажмите Ctrl + Enter.

Баннер

Оставить комментарий

комментарий