• USD 468.56

  • EUR 497.56

  • RUB 7.3

  • CNY 67.18

21 Ноября, 14:44:58
+12°

01 Июня, 2019

Чем ближе становится 31 мая День памяти жертв полических репресий, тем более нарастает раскаяние и сожаление, ранившие казахские народ прямо в сердце. Ведь этот день служит нам напоминанием о страшных событиях в истории нашей нации. Об этом мы побеседовали с Президентом Фонда «Қаһармандар» Сабыром Касымовым, долгое годы изучавшим эти проблемы.

Уважаемый Сабыр Ахметжанұлы, Вы длительное время занимаетесь массовыми политическими репрессиями. Что вы можете коротко сказать об истории и состоянии работы по реабилитации жертв массовых политических репрессии.

Процесс реабилитации жертв массовых политических репрессии начался после смерти главного изверга, злодея и главног автора, режиссера и исполнителя этого чудовищного в истории человечества явления Сталина. В народе это время называют перидом «Хрущевской оттепели». Главная и великая историческая заслуга Хрущева, как правителя Советской империи именно в том, что это он начал процесс пересмотра чудовищних преступлении руководителей коммунистической партии и советского государства против собственного народа. Об этом надо говорить и помнить. Несмотря на то, что других особых заслуг у него и не было. Это период закончился после смещение Хрущева (по сути дворцового переворота) с поста руководителя советской империи. Пришедшиий к власти Брежнев и его команда фактически закрыли процесс реабилитации жертв массовых репрессии. Они стали восстановливать сталинские подходы, политические и идеологические ценности.

  • Второй этап реабилитации жертв массовых политических репрессии в обществе связанной с перестройкой Горбачева. Фактически инициаторам и авторам возобновления и уже массовой реабилитации жертв репрессии явился секретарь ЦК КПСС по идеологии, ныне покойный Александр Николаевич Яковлев. Он не только организовал знаменитый «Мемориал», но и организовал и контролировал по всей стране ход масштабной реабилитации. Он также является одним из главных инициаторов и реализаторов либерализации и демократизации советской тоталитарной государственной и общественной систем. Демократы да и все прогрессивные, честные люди бывшей советской страны обязаны ему, что их надежды, хоть в какой-то степени сбылись. Мы в Казахстане должны знать и помнить заслуги таких личностей, как А.Н. Яковлев, внесших свой вклад в приобретении нами государственной независимости и свободы. В этот период (1987-1991) пересмотрены уголовные дела, реабилитированы только в правовом плане, большинство репрессированных по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР, а также дела на представителей репрессированных народов. И ряду других сталинских статьей. В Казахстане также в ходе этой компании по установкам и подходам из центра советской империи были реабилитированы большинство осужденные по приговорам «троек», «двоек», по сталинским спискам №1, №2. В этой компании были пересмотрены и уголовные дела в отношении известных личностей, борцов за свободу, независимость и территориальный целостность Казахстана, то есть состоялось только их правовая реабилитация.
  • После распада Советского Союза, приобретения Казахстаном государственной независимости (1991 г.) начался третий этап реабилитации жертв политических репрессии. За эти годы многое сделано. По данным Генеральной Прокуратуры Республики в правовом плане реабилитировано более 350 тысяч(точные данные установливаются) человек. Это большая работа, проделанная судами, органами прокуратуры, МВД и КНБ.

Но к сожалению, у нас в стране жертвы политических репрессии комплексно не изучись, не определена национальная специфика (цели, задачи, сроки, механизмы, количество жертв, последствия и.т.д.), не исследованы и не уточнены основные категории жертв репрессии. Поэтому говорить, что процесс реабилитации жертв массовых политических репрессии завершенным никак нельзя. Не реабилитированы тысячи и тысячи наших соотечественников, которые в разные периоды истории Казахстана стали жертвами колониальной и тоталитарной политики государственного преследования и террора. В результате их антинародной политики и преступных действий только с 1916  по 1941 годы (до начала войны с фашистской Германией) убито, включая организованное большевиками голодомор, по данным независимых экспертов 3-3,5 (три-три с половиной) миллиона казахов, что на то время составляло более половины нации!

Какие концептуальные выводы Вы, как исследователь, сделали по политическим репрессиям в Казахстане?

  • Всесторонний анализ репрессий в Казахстане показал, что наиболее длительно по срокам (около 300 лет), наиболее системно (в разных сферах), наиболее жестоко и безжалостно подвергались репрессиям лучшие сыны и дочери казахского народа, именно те, кто боролся за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. Именно ни них обрушивалась вся мощь государственной машины царской колониальной, а так же советской тоталитарной властей.
  • Последние более чем 30 лет занимался изучением политических репрессий в царской, особенно советской, империи в отношении казахского народа, участвовал в ряде государственных Комиссий по реабилитации жертв этих репрессий. Будучи депутатом Парламента сам инициировал создание Комиссии Сената Парламента по комплексному изучению и реабилитации жертв политических репрессии в Казахстане. Руководил её работой. Собрал разносторонний материал. Я - профессиональный юрист, но в последние десятилетия и правозащитник, и историк.
  • Изучая российские и наши архивы, анализируя взаимодействия Казахстана и России, политику руководства Российской империи и руководителей советского государства пришел к выводу: правители царской и советской (за некоторыми положительными исключениями при Ленине) империи осуществляли системную колонизацию Казахстана, русификацию казахского народа с целью лишения казахов национальной свободы и государственной независимости. А кто выступал против этой политики, защищал национальные интересы казахского народа, тот становился врагом правителей этих империй.

Глубокое и системное изучение колониально-политических задач, принятых правителями царской России и советского правительства государственных решений и установок, а также анализ практической реализации их в Казахстане однозначно свидетельствуют, что власти в ходе проводимых репрессивно-карательных мер преследовали две политические цели:

- во-первых, ограничивать человека казахской национальности естественных гражданских прав, как человека и гражданина. Этот вид, эту систему государственной политики, задачи и методы ее реализации, а также их последствия в науке достачно хорошо изучена и широко освещается.

- во-вторых, лишить, подавить в людях казахской национальности естественные национальные права, как право на национальную свободу, право на защиту родной земли, право говорить на родном языке, право иметь и жить в независимом национальном государстве, право выступать против массовых и искусственных переселений в Казахстан других народов, а также другие права, как представителя казахского народа.Наши қаһарманы на протяжении веков боролись против этой политики. Каhарманы должны быть реабилитированы, как борцы за свободу, независимость и территориальную целостность нашей Родины.Вот здесь казахстанской общественной науки (историкам, юристам, политологам, социологам и.т.д.) зиялы қауым при поддержке государства предстоит сделать разностороннюю научно-исследовательскую работу, чтобы раскрыть все что раньше была запрещено и закрыто.

При изучении жертв политических репрессий в Казахстане, постановке вопросов о их реабилитации, принятии действующего закона Закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», разработке и принятии других законодательно-нормативных актов, научных исследований, к сожалению не учитывается вот эта двойная природа, двойная суть (содержание) и двойная цель репрессий в отношении казахского народа. Поэтому большая часть жертв и пострадавших в ходе этой борьбы Каһарманов оказалась не охвачена этим законом.

Каhарманы- это защитники нашего Отечества, нашей земли. Борцы за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана, подвергшиеся за их героизм различным способам и механизмам репрессий – это и есть Каһарманы. Эту категорию жертв политических репрессий объединяют одни и те же цели, один родовой признак – это борьба за свободу и независимость Казахстана.

Програмных статьях Елбасы «Рухани жаңғыру – болашаққа бағдар» и «Ұлы Даланың жеті қыры» ставлено глубокие философские и стратегические задачи. В частности, особо отметил необходимость уделять особое внимание изучению и возрождению Великих имен Великой степи. Елбасы показывает пример, как государство должно относиться к подвигам  борцов за свободу и  независимость Казахстана. В ряд великих исторических личностей, Великой степи он включил легендарного Кенесары хана. Действительно, как же мы будем духовно возрождаться без возрождения величия Духа, героизма и бескорыстного служения Родине наших прославленных батыров.

В рамках этих программ, мы должны реабилитировать в правовом и политическом плане наших қаһарманов, боровшихся за свободу, независимость и территориальный целостность Казахстана. Именно Каhарманы показывали пример, как надо любить свою Родину, как во имя Отечества и народа жертвовать собой и своими жизнями. Именно они, защищая общенациональные интересы всего казахского народа, обеспечивали его единство и сплоченность.

В истории нашего Отечества и народа своих қаһарманов достаточно. Но на сегодняшний день не все они реабилитированы. Надо сказать, многие Каhарманы незаконно осужденные в советское время решениями «тройки», «двойки», по сталинским спискам и ложными неправосудными приговорами так называемых судов в связи с различными политическими компаниями были юридически реабилитированы. Но это только часть Каhарманов, подвергшихся массовым репрессиям. Это подтверждается историческими данными и фактами. Для этого принять новый закон и изменить действующего законадательства.

В сязи с этим хочу особо отметить, что среди борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана было немало предсатвителей русского, украинского, каракалпакского, узбекского, кыргызского, уйгурского, балкарского, и других национальностей. Очень важно и нужно особо выделить их героизм. Главное подвигами этих қаһарманов нужно воспитывать всех казахстанцев бескорыстной любви к Родине и патриотизму.

Что нужно сделать для полной реабилитации этой категории (қаһармандарды) репрессированных?

Для полной реабилитации этой категории репрессированных депутатами Парламента или Правительством суверенного и независимого Казахстана, с обязательным участием казахстанских и международных специалистов (ученых-историков, юристов, политологов) должен быть разработан и принят новый Закон «О борцах за свободу и независимость Казахстана». Вот тогда мы расставим все точки над «и»  в этом специально запутанном вопросе.

Поскольку это закон, он должен правовыми понятиями, юридическими нормами отрегулировать все основные концептуальные вопросы, связанные с борцами за свободу и независимость нашей Родины – Республики Казахстан.

Во-первых, наконец-то, в глоссарии закона необходимо дать государственные критерии (определение) понятиям патриотизма, подвига, героизма во имя нашего Отечества. В глоссарии нужно дать определение и другим нормативным терминам, необходимым для использования в этом законе.

Во-вторых, определить статус борца-каһармана, его политико-правовое, социальное положение – как в отношении погибших, так и ныне живущих.

В-третьих, научно, в соответствии с международными стандартами и ценностями, определить критерии: какую личность и за какой героический поступок можно отнести к борцу-каһарману, а какую – нельзя. В этом законе, на наш взгляд, должны быть также и нормы о правах и обязанностях наших граждан по укреплению безопасности и независимости Казахстана. Право каждого патриота участвовать и требовать от властей надёжного обеспечения, а так же укрепления национальной безопасности и независимости нашей Родины.

Если правители царской России почти не скрывали свои колониально-захватнические цели, соответственно карательные акции и репрессии были публично направлены против тех патриотов-каhарманов, кто противостоял этой политике, активно участвовал в национально-освободительной борьбе, то большевистско-сталинская власть, не обремененная моральными и демократическими ценностями, манипулируя лозунгами, как пролетарский интернационализм, верховенство и приоритет классовых противоречий, буржуазный национализм, долгое время всячески скрывала основную цель, проводимых ею репрессий.

Поэтому нет ни одного уголовного дела, ни одного осужденного каhармана, которому сталинские каратели официально предъявили бы обвинение и осудили, как борца за свободу казахского народа, независимость Казахстана. Они по приговору тогдашних так называемых «судов», путем фабрикаций уголовных дел, фальсифицированной оценки их деяний с целью обмана общественности, были расстреляны, осуждены, высланы, лишены гражданских прав, как шпионы зарубежных государств, члены банд формирований, буржуазные националисты, враги народа, и так далее.

Но просвещённые лидеры Алаша, еще в 1920-е годы поняли и раскрыли всю опасность и последствия этой манипуляции и обмана. Так, выдающийся государственный деятель, отсраненный от руководства Казахстаном, Смагул Садвакасов, предвидя наступающую трагедию казахского народа написал руководителям Советской власти, что ни в одной марксистской литературе и учении ни говорится о том что цивилизованные нации достигают коммунизма жертвуя малыми народами.

Каhaрманы подвергались разноплановым открытым и тайным способам и секретным механизмам  репрессий, поскольку именно они защищали наши национальные интересы и ценности, вели неравную, но героическую борьбу с имперской и тоталитарной государственной машиной, они открыто выступали против нарушении естественных национальных прав казахского народа, тотальной русификации и манкуртизации, против насильственного изменения и лишения веры, исторической памяти, самосознания, репрессии идей и духа нации, против фальсификации и подмены исторических фактов, сокрытия преступлений против казахского народа, против бесчеловечной имперской лжи и пропаганды.

Спецслужбы империи (царской, советской) именно каhарманов подвергали в первую очередь ликвидации и нейтрализации, тайно и бесшумно убивали, привлекали к уголовной ответственности, арестовывали и осуждали по сфабрикованным преступлениям, подвергали ссылкам и высылкам, изгоняли с работы, оставляли без средств к существованию. Всякими методами специально блокировали их борьбу в защиту родного народа.

Руководители Российской империи и Советского Союза, их спецслужбы для достижения своих политических и репрессивных целей повсеместно использовали политику «разделяй и властвуй», раскалывали казахский народ на разные части по региональным, классовым и другим признакам, специально разжигая между ними вражду, натравливали их друг на друга для самоуничтожения и ослабления нации изнутри.

Колониальные и тоталитарные власти сполна пользовались слабыми (политически вредными) и уязвимыми местами, как склонность казахского народа делиться на жузы, роды. Поддерживая и оказывая помощь одной группировке, одному клану разлагали единство всего народа, искусно направляя их силы на борьбу между собой, усиливали  в целом систему репрессивных мер в отношении казахского народа.

Руками своих ставленников казахской национальности на местах, купленных за различные чины, должности, звания, жалованья, властные льготы и привилегии, а так же  через своих завербованных агентов – казахов (предателей интересов казахского народа) царская и советская власти проводили именно против каhарманов системную подрывную работу, фабриковывали различные уголовные дела, устраивали гонения и травли негласно лишали их гражданских прав, делали их изгоями у себя на родине, подвергали репрессиям их родственников, близких друзей и единомышленников.

После целенаправленного перенаселения из центральной России, Украины и других регионов русскоязычного населения власти империи, создавая им привилегированные условия, военизируя их, вооружая огнестрельным оружием, активно использовали их в ходе карательно-репрессивных мероприятии, подавления протестов и восстаний казахского народа.

Какого мировая практика, как решались эти вопросы в странах, освободившихся от колониальной зависимости?

Все государства мира после обретения ими независимости в числе первоочередных государственных мер принимали решения о судьбах, подвигах борцов (погибших и живых) за свободу своего народа, целостность и сохранность своей земли независимость этой страны. Они защитников своего Отечества, своей земли возводили в ранг национальных героев.

Почти все союзные республики, после распада Советской империи, исходя из своих реалий приняли государственные акты.

Даже в новой, демократической России приняты такие законодательные акты, как закон «О реабилитации жертв политических репрессий», Указ Президента России «О реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», законы «О погибших защитниках отечества», «О реабилитации репрессированных народов» и другие акты. Этим самым Российская Федерация, как правопреемница СССР, признала, во-первых, факты системных политических репрессий и забвения героизма защитников даже их российского Отечества, во-вторых, что целые народы на ее территории подвергались репрессиям.

А как эти вопросы решались у нас, в независимом Казахстане?

У нас в Казахстане тоже осуществлялась определенная работа. Проводились научно-практические конференции, ставились памятники, посвященные отдельным историческим событиям и прославившимся историческим личностям в их честь названы улицы, произносились доклады руководителями государства, издавались книги, писались статьи, сняты ряд художественных и документальных фильмов.

Но они носили больше академический и разовый характер, посвящены общим подходам и рекомендациям, а также юбилейным датам, проводятся в формате торжественных мероприятий-тоев. Инициаторами подобных мероприятий являются не органы государственной власти. Они обычно проводятся по настойчивой инициативе общественных организаций, ученых, потомков тех или иных личностей.

Государственные органы как в центре, так и на местах этим вопросом специально не занимаются, поскольку перед ними такая задача не ставилась, необходимые для этого законы не принимались. Местные органы власти в основном, исходя их корпоративных, конъюнктурных, а иногда трайбалистских, местнических соображений чиновников разного уровня, дают согласие или отказывают в поддержке государства.

Акимы, маслихаты, ономастические комиссии не нацелены на рассмотрение вопросов увековечивания подвигов и патриотизма каhарманов в названиях населенных пунктов, улиц, учреждений, возведения в честь них памятников. Имена наших настоящих каhарманов не достаточно пропагандируются. Их подвиги, бескорыстная любовь к Родине, подлинный патриотизм в результате отсутствия необходимой идеологической работы системно и убедительно не воспринимается в сознании нашего народа, особенно подрастающего поколения. Поэтому, они больше знают героев, защищавших интересы соседних государств, которые усиленно проводят свою пропаганду на территории Казахстана.

Государственная идеология и общественная наука независимого Казахстана должна была выработать свою национальную научно выверенную концепцию, модель и универсальные критерии определения государственного и общественного патриотизма. Например, мы больше говорим о патриотах-казахах, а о патриотах Казахстана других национальностей не говорим или говорим мало. Это на сегодня слабое место в идеологической, информационно-пропагандистской работе государства, руководителей СМИ.

Мы должны увековечить  в нашей истории и в памяти нашего многонационального и многоконфессионального казахстанского народа не завоевателей и тиранов, не религиозных опостолов, а великих демократов и гуманистов других государств и народов, которые понимали и поддерживали национально-освободительную борьбу казахского народа, подавали руку помощи в тяжёлые времена гонении и репрессии.Прогрессивные и демократические силы, и люди России всегда были на стороне казахов-борцов за свою свободу и независимость. Когда они приходили к власти Казахстан получал свободу.

Выдающиеся сыны русского народа Григорий Потанин (депутат Учредительного собрания России от партии «Алаш»), Тимофей Сидельников (член Государственной Думы), Орест Шкапский (Комиссар Временного Правительства), Сергей Швецов (профессор-этнограф из Петербурга) и многие другие поддерживали идеи национально-освободительного движения «Алаш», выступали за государственную автономию казахского народа, отстаивали интересы казахов в сохранении за ними своих земель.

Исторические документы свидетельствуют, что среди борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана было немало, русского, но и украинского, каракалпакского, узбекского, кыргызского, балкарского, и других национальностей, которые как с оружием в руках, так и на политическом и идеологическом фронтах боролись за интересы Казахстана, за общее наше Отечество. Тому есть сотни и тысячи примеров. Очень важно и нужно возродить их подвиг, увековечить навечно в Казахстане их имена.Это еще раз свидетельствует слова Н.А. Назарбаева «Мы – одна семья, и у нас одна Родина. Судьба каждого из нас - в судьбе Казахстана».

К примеру, в Отечественной войне казахов против джунгарского нашествия немало было отрядов из числа кыргызов, каракалпакцев, узбеков, башкир. В народно-освободительном восстании против царского правительства во главе с Кенесары деятельное участие приняли участие русские, поляки, белорусы, узбеки, татары, кыргызы, каракалпаки. Причём многие из них занимали руководящие и ответственные посты и должности в возрождённом Казахском ханстве в качестве сотников, секретарей, адъютантов и руководителей ведомств. В 1916 году во время восстания народа одним из руководителей Акмолинского центра восстания был украинец Афанасии Латута. Под его началом численность повстанцев достигло 30-ти тысяч человек. Кстати, он за короткое время выучил казахскии язык.

Или как можно забыть и не увековечить в Казахстане другой интернациональный подвиг на идеологическом фронте академика Анны Панкратовой, горой вставшей за признание борьбы наших предков против колониальной политики царизма, как национально-освободительную борьбу казахского народа за свою свободу и суверенитет Казахстана, когда некоторые учёные казахи-манкурты выступали против. Она также  вызволила из тюрьмы самого выдающегося казахского историка ЕрмуханаБекмаханова. И таких фактов, повторяем, тысячи, но мало кто о них знает.

В результате целенаправленной государственной политики и умышленно искаженной оценки и пропаганды прежними колониально-тоталитарными режимами мы были лишены права знать о их подвигах и патриотизме и гордиться настоящими и подлинными героями-қаһарманами, боровшимися за интересы и права нашего народа, своим героизмом и жертвенностью приблизившими независимость Казахстана, спасшими огромную наше территорию.

Общественность знает, что вы публично, открыто ставили вопрос о принятии Государственной программы по деколонизации....

Я как ислледователь проблем колониализма и его последствий, видя как наше государство, общество в конце 90-х годов не может избавиться от старых российских, русофобских ценностей, предложил Правительству необходимость для Казахстана принятия специальной «Программы деколлонизации», с которой выступал во многих местах.

В этой программе наше Правительство, основываясь на наших национальных интересах, в соответствии с прогррессивными, демократическими стандартами стран Запада и Востока должно было создать на нормативном уровне условия для национальных ценностей казахского народа, казахского общества, необходимые для нынешнего времени. В частности, в области языка, религии, а также иных общественных, духовных сферах. Наша духовная модернизация началась бы уже тогда.

Мы сильнее испытали на себе последствия колонизации, массового уничтожения, репрессий, манкуртизации, чем другие республики бывшего Союза. Если сравнить с бывшими союзными республиками, у нас не принят ни один специальный государственный акт о борцах за свободу, независимость и суверенитет Казахстана. Героизм наших предков, герои-қаһарманы, ныне еще живущие среди нас, до сих пор не получили поддержку со стороны государства.

Но в отношении представителей (и народа тоже) коренного населения-казахов, которые в течение нескольких веков подвергались различным формам государственного преследования, физически уничтожались карательными отрядами, изгонялись с родных земель из Казахстана, стали жертвами небывалого искусственно устроенного голодомора в результате которого медленной и изуверской голодной смертью погибла половина целого народа – не принято ни одного специального государственного Акта, не проводилось необходимые меры.

Но, к сожалению, у нас, героями порой становятся те, кто в основном служил колониальной политике и колониальным режимам, которые участвовали в гонениях и репрессиях в отношении нашихқаһарманов.Какой пример, какое патриотическое воспитание мы покажем нашей молодежи?

Принятый еще Верховным Советом закон «О реабилитации жертв политических репрессий» (1993 г.) в основном скопирован из аналогичного российского закона. Он не охватил, не распространялся на все категории жертв и потерпевших в Казахстане от различных карательных и репрессивных кампаний, которые в России не проводились и не могли быть. А из репрессированных борцов за свободу и независимость Казахстана под этот закон подпали только те, которые были осуждены по знаменитым 58 и нескольким другим сталинским статьям.

До сих пор не дана госудаственная политико-правовая оценка более 350 народным восстаниям, имевшим место с конца 1920 – начала 30-ых годов, против антинародных мероприятий большевиков: насильственной коллективизации, конфискации, изъятия скота, зерна, приведшая к небывалой трагедии нашего народа – массовому голодомору. В связи с чем многие участники этих восстаний считаются членами бандформировании и не реабилитированы до сих пор.

Причем, когда у нас говорят о реабилитации этой категории жертв репрессии, имеются в виду только те участники, которые были привлечены к уголовной ответственности и осуждены, то есть на которых имеется заведенные дела. А другая часть участников этих народных восстаний, которые убиты в ходе карательных операции, расстрелены без суда и следствия вооруженными отрядами красногвардейцев, ОГПУ–НКВД также остаются до сих пор участниками банд формирований. О их реабилитации и увековечевании памяти о них, как народных борцов-каһарманов никто не говорит. Даже из тех, кто официально осужден не все участники реабилитированы. Например, из 500 осужденных Батпаккаринского воссстания в Тургае, реабилитированы только 3 участника.

По действующему Закону, только в 2013 году органы прокуратуры из числа 31 820 обращений о реабилитации по 5 846 осужденным по надуманным обвинениям ораганами ОГПУ-НКВД, как шпионаж, диверсия, участие в бандформирований – в реабилитации отказано.

Поэтому мы, взаимодействуюя с академиком Мамбетов Койгельдиевым, уважаемым среди населения государственным и общественным деятелем Оралбаем Абдикаримовым, и другими реальными интеллигентными людьми и учеными, попытались проанализировать все имеющиеся возможные способы решения данной проблемы.В выработке нашей Концепции мы пользовались консультациями широко известных ученых А.Айталы, Б.Аяган, Т.Омарбеков, Д.Камзебекулы, С.Куттыкадам, П.Токарь, З.Кабульдинов и других. Изучив зарубежный опыт, мы в качестве самого оптимального и эффективного подхода решили создать республиканский общественный фонд.

Потому что в настоящее время государство по объективным и субъективным причинам не занимается решением проблемы реабилитации и увековечивания памяти наших героев, при том, что это входит в круг государственных функций. Например, мы поминаем, что «внешние факторы» имеют огромное влияние. В действующем законе есть норма, которая позволяет государству передавать свои функции общественным организациям, чтобы решить необходимую для общества проблему.

Какая конкретная работа планируется и проводится Фондам?

Думаю, что наш Фонд выполняет функции государства, используя вышесказанную закономерную цель.Деятельность Фонда направлена на патриотическое воспитание сегодняшнего и будущих поколений нашего многонационального народа, а также для идеологического обеспечения реализации президентской стратегии «Мәңгілік Ел», Программы «Рухани жаңғыру» и «Семь граней великой степи»- духовного возрождения нации на конкретных примерах героизма и  подвигов, совершённых во имя нашей Родины.

Считаем, что выполнять посильные работы – это и есть наша главная задача. Поэтому в наших планах – провести работы в нескольких направлениях.

Коротко говоря, его направления следующие:

Первое. Выявить по республике все категории (не только осужденных, приговоренных к расстрелу) жертв, боровшихся за свободу, независимость и суверенитет Казахстана. Для этого, согласно Уставу Фонда, открыть в областных центрах, таких городах, как Семей, Аркалык, Жезгазган, а также по просьбе людей, других регионах филиалы и представительства Фонда. В этой связи наиважно организовать поисковые, аналитические и информационные работы в регионах, чем в настоящее время занимается наш Фонд.

Второе. Инициировать новые специальные проекты закона, например, проект закона «О личностях, боровшихся за свободу и независимость Казахстана». В них отразить положение о том, кто и за что является героем в Республике Казахстан, их статус, порядок правовой реабилитации и увековечивания их подвигов в памяти граждан и др.

Иногда мы пытаемся увековечить память о тех кто активно поддерживал гонения личностей которые боролись за независимость и суверинитет нашей страны называя в их улицы и строя им памятники.

В многом стараемся восхвалять земляков недавнего времени то есть начальников советского периода. А также планируем инициировать внести изменения и дополнения в действующее законодательсво. Так например в нашем законодательстве до сих пор отсутсвует понятие патриотизм. Возможно поэтому некоторые наши государственные служащие служат на благо другого государства ?

Третьим направлением нашей деятельности является проведение работ по информационной-пропаганде отечественных героев и воспитанию настоящих патриотов Казахстана при сотрудничестве с государственными органами, общественными деятельями и учеными.

Цели и методы по достижению поставленных целей а также выполнению наших обязательств подробно описаны в Уставе Фонда.

Государственные учреждения, общественные, негосударственные организации и представители бизнеса должны сплотиться в этом огромном по важности деле. Так как думаем что пришло время для этого и наши начинания наидут ширкую поддержку.

Все эти работы должны проводиться в рамках межнационального согласия и строгом соблюдении прав представителей других национальностей и не должны наложить отпечаток на политическое и межнациональное согласие в стране. Мы думаем что колониальная и диктаторская политика не принимала в свое внимание мнения простого народа, поэтому представители этих народов – казахстанцы не несут ответственности за деиствия прежних режимов.

Мы будем исследовать и восстанавливать память о деяниях тех представителей других национальности которые боролись за независимость и территориальную целостность Казахстана. В нешей истории очень много подобных примеров. Мы полностю поддерживаем концепцию Н.А. Назарбаева который говорил что «мы одна семья и у нас есть одна родина. Судьба Казахстана – это судьба каждого из нас».

В целом Фонд, по возможности, силами учёных, краеведов, активистов-патриотов будет изучать и оценивать судьбы и подвиги каhарманов не ограничиваясь временными рамками, оказывать консультации, помощь в увековечивании имени и подвига настоящих каhарманов в памяти народа.

Но предметно Фонд планирует заниматься общественно-политической, правовой реабилитацией, увековечиванием героизма и имени борцов за свободу, независимость и территориальную целосность Казахстана, начиная со времени активной колонизации Российской империей территории Казахстана.  Наша цель - реабилитировать и увековечить имя и подвиг каждого героя, боровшегося за нашу независимость и нашу землю.

Конечно, больше внимания и усилии Фонд будет уделять системному  и тотальному преследованию каhарманов в советский период. Особенность репрессий этого периода состоит в том, что каhарманов-защитников народа в первую очередь массами истребляли физически в том числе и руками представители самого казахского народа, широко использовали расстрелы внесудебными органами, в отношении каhарманов тысячами фабриковали дела, сочиняли выдуманные обвинения, подвергали их общественной травле. Всё это делалось, якобы, в интересах и от имени казахского народа. Наша цель – реабилитировать, очистить каждого каhармана от наветов и лжи советской пропаганды, увековечить его имя, подвиг в благодарной памяти нашего народа.

Что мы имеем в виду, когда говорим о полной реабилитации каhарманов?

Первое. Мы хотим констатировать, что ни один каhарман-борец за свои естественные права, интересы своей семьи, национальные интересы своего народа и Казахстана  не думал, не помышлял изменять своей Родине, заниматься конрреволюционной деятельностью, участвовать в банд формировании, шпионить в пользу далеких зарубежных государств и совершать другие немыслимые «государственные преступления», в совершении которых их обвиняла сама нелегитимная преступная большевистская власть.

Поэтому отмена прокурорами, судами неправосудных приговоров, вынесеных в отношении каhарманов «тройками», «двойками», специальными коллегиями судов – это все лишь формальный, по указанию сверху ПЕРЕСМОТР прежних изначально незаконных решений. Это не полн

"Қамшы" сілтейді

Если вы нашли ошибку - выберите нужную часть и нажмите Ctrl + Enter.

Оставить комментарий

комментарий